Институт когнитивной нейрологии

Каждый педагог знает: обучая, он воздействует на мозг человека. Но большинство дидактических приемов до сих пор скорее интуитивны, зависят от личного опыта, обстоятельств, часто применяются наугад, методом проб и ошибок. Возможности опереться на знания механизмов, по которым работает мозг, у специалиста образования до сих пор нет.  Нейронаука традиционно ориентирована на медицину, а в практике обучения приходится довольствоваться фактами, которые упрощенно (и в лучшем случае без искажений) преподносят популярные издания.

Именно поэтому в СГА была создана специализированная научная структура — Институт когнитивной нейрологии. Начались исследования, посвященные главной проблеме — поиску подходов, позволяющих проектировать образовательные технологии на основе современных знаний о структуре и функциях мозга.

Современные знания о мозге в гораздо большей степени отвечают на вопрос «как лечить», задача же когнитивной нейрологии — изучать мозга для того, чтобы понять «как учить». Все это предполагает широкий спектр исследований — от молекулярно-генетических до системных, поэтому очень важна интеграция с ведущими специалистами нейронаук. Ряд научных проектов уже осуществляется в сотрудничестве с ведущими научными учреждениями — Институтом мозга человека РАН, ГНИЦ профилактической медицины РАМН, биологическим факультетом МГУ, Институтом психологии РАН; Институтом нейрокибернетики Ростовского государственного университета. Так, например, успешно разрабатываются проекты:

  • «Дизайн-эргономическая экспертиза когнитивной сложности электронных обучающих ресурсов»;
  • «Управление вниманием пользователя при работе с электронными учебными продуктами»;
  • «Индивидуальная вариабельность реактивных изменений ЭЭГ при когнитивной нагрузке»;
  • «Мониторинг познавательных способностей и социальных характеристик студентов СГА за период обучения в вузе (лонгитюдное и срезовое исследование на базе МПЦ и филиалов)»;
  • «Психологические основы проектирования персональной образовательной среды»;
  • «Объем учебной работы как критерий образованности»;
  • «Резонансное считывание мыслеобразов в мозге человека»;
  • «Сравнительное исследование влияния на динамику ЭЭГ визуального и слухового представления вербального материала»

Когнитивные функции мозга — самая сложная область нейронауки, в которой осталось очень много загадок и нерешенных вопросов. Даже досконально понимая процессы, протекающие на уровне отдельных нейронов, невозможно пока еще сформулировать основополагающие принципы, по которым работает обучающийся мозг. Развитие когнитивной нейрологии позволит не только вооружить необходимыми знаниями разработчиков обучающих технологий. Заинтересованное участие специалистов образования, совместное обсуждение гипотез и результатов исследований обязательно откроет новые зоны поиска и обогатит науку о мозге.

В Институте когнитивной нейрологии совместно с Институтом мозга человека РАН проведено теоретическое исследование современных направлений морфометрических исследований мозга человека, показавшее, что образование производит морфо-функциональные изменения в мозге человека, причем характер изменений зависит от продолжительности обучения. Установленные факты позволяют изложить теоретические подходы к новому пониманию роли и функций образования как специального инструмента развития личности.

Лабораторная база исследований

Оборудование Института когнитивной нейрологии СГА:

  • Установка «Grass» — аппаратно-программный комплекс для регистрации биопотенциалов, оснащен специализированным программным обеспечением «Harmonie», предназначенным для проведения психофизиологических исследований с регистрацией и анализом электроэнцефалограммы (ЭЭГ);
  • «НС-Психотест» — аппаратно-программный комплекс, включающий комплекс психологических и психофизиологических методик, позволяет решать практические задачи диагностики;
  • «CONAN» — аппаратно-программный комплекс, предназначенный для регистрации и анализа биоэлектрической активности мозга и вегетативных показателей в условиях психофизиологического эксперимента;
  • «EyeTracker» — аппаратно-программный комплекс для регистрации движений глаз, предназначен для исследований процессов восприятия – в том числе, мультимедийных учебных продуктов.

Программно-аппаратный комплекс «Стратег»

Разработан в СГА для оценки внимания и сосредоточенности студентов при усвоении новой информации в процессе обучения.

Программно-аппаратный комплекс «Вигорос»

Разработан в СГА для оценки вигоросной энергии в шкале активного поведения студентов.

Популярно о наших исследованиях:

http://ruscourier.ru/archive/86
http://www.inauka.ru/education/article56546/print.html
http://www.ogoniok.ru/4906/2/