Вузы в условиях пандемии и после нее
3 июля состоялось расширенное заседание Общественного совета при Минобрнауки РФ, на котором был представлен аналитический доклад ректоров и рабочих групп университетов «Уроки «стресс-теста» вузы в условиях пандемии и после нее». Доклад подготовлен по итогам первых месяцев распространения Covid-19 на территории РФ. Это один из первых опытов осмысления жизни вузов страны в условиях пандемии. Результат аналитической работы представлял ректор ТГУ Эдуард Галажинский, с комментариями выступили ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор СПбГУ Николай Кропачев и ректор РАНХиГС Владимир Мау.
Доклад был подготовлен ректорами и рабочими группами 13 ведущих российских вузов и инициирован министром образования и науки РФ Валерием Фальковым. Цель этого глобального исследования – извлечь уроки из опыта экстремального режима работы системы высшего образования в первые месяцы пандемии.
Ректор ТГТУ отметил, что «этот доклад – рефлексия профессионального сообщества по поводу того, что происходило. Нам важно было сравнить наш внутренний взгляд, то, как мы диагностируем состояние нашей системы, с внешней экспертной оценкой».
Пандемия проявила чрезмерные жесткость и негибкость образовательного процесса вузов, которые стали уже существенной преградой в обеспечении релевантности университетского образования сложному и меняющемуся миру. При этом ситуация показала и потенциал цифровых технологий для индивидуализации и оптимизации образовательного процесса, развития новых образовательных программ.
В докладе отмечено, что существующих инфраструктурных возможностей, цифровых ресурсов и инструментов, методических решений недостаточно, чтобы сделать внедрение цифровых технологий и дистанционного формата эффективным и удобным для студентов и преподавателей. Необходимо ускоренное развитие цифровых ресурсов и соответствующих практик образовательного процесса, стимулирование повышения методической квалификации преподавателей, доказательные исследования эффективности новых технологий.
В августе рабочие группы представят следующий доклад, в котором планируется обосновать оперативные и стратегические меры по решению проблем высшего образования. Проведенный анализ сделал очевидной необходимость разработки и реализации новой модели высшего образования, которую можно назвать комбинированной.